В 2023 году исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося российского корабела, талантливого ученого, активного государственного деятеля, историка и педагога Алексея Николаевича Крылова.
 
С особым вниманием и теплотой отмечают юбилейный год А.Н. Крылова в Чувашии, поскольку его родиной является небольшое село в Порецком районе. Здесь, в деревне Висяга (ныне Крылово), он родился, провел свое детство, и именно в эти годы были заложены основные черты характера: задорность и озорство, любопытство и самостоятельность мышления, критическое восприятие и любовь к родным местам. А любоваться было чем, окрестность деревни была и остается до сих пор прекрасной; здесь есть и леса, и поля, и небольшое озеро, и река Сура. Не случайно А.Н. Крылов с удовольствием приезжал в молодые годы в родные края, вращался среди взрослых, внимательно прислушивался к их разговорам. Ведь среди взрослых были и прославленные герои войн, и ученые. Судьба дала ему возможность еще совсем в юные годы общаться со знаменитым математиком А.М. Ляпуновым. Надо отметить, что и его прадед, и дед, и отец, были крепкого телосложения, обладали недюжинной силой, имели глубокие знания, отличались неординарными рассуждениями и были патриотами России. Все эти качества ярко проявились в жизни Алексея Николаевича.
 
Жизнь и деятельность академика Алексея Николаевича Крылова, несомненно, должны быть примером для школьников и студентов, аспирантов и молодых ученых, готовых посвятить себя науке. Его жизненный путь, его становление как ученого, его значение в науке и, особенно, в кораблестроении трудно переоценить. Не случайно, на заседании Академии наук СССР в 1943 году, посвященном восьмидесятилетию А.Н. Крылова, вице адмирал Н.В. Исаченков назвал А.Н. Крылова «отцом русской научной школы кораблестроения».
 
Особым гостеприимством отличаются жители д. Крылово, радушно и с большой теплотой принимающие гостей. Мне неоднократно представлялся случай посещать Крылово, любоваться природой, общаться с жителями деревни, окунуться в тот мир, в котором когда-то рос великий ученый.
 
Мне хотелось бы отметить три наиболее характерные черты Алексея Николаевича Крылова. Первое – это патриотизм. Еще до Октябрьской революции он был полным адмиралом и, конечно, любое иностранное государство готово было заиметь такого крупного ученого, но он был верен своему Отечеству и без колебания принял Советскую власть, с полной отдачей служил Родине, оказав основополагающее влияние на становление отечественного кораблестроения. Советское правительство ценило это и с большим вниманием относилось к нему: он был удостоен Сталинской премии первой степени, трижды награжден орденом Ленина, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
 
Второе – его широкий научный кругозор, оригинальность мышления, талант, его принцип работы: от практики – к теории, поэтому все его научные работы имеют, прежде всего, практическое приложение. В одной из работ А.Н. Крылов писал: «В этой работе на первое место я ставил, как всегда, практическое применение, а не чисто математическую сторону вопроса, так как сама статья возникла из предварительного изучения, предпринятого для практического исследования вибраций корабля». Сформулировав математическую модель, он, как правило, давал оригинальные методы исследования, тщательно проводил вычисления, составлял таблицы и доводил до числовых результатов. Многие методы и приемы, предложенные А.Н. Крыловым, не потеряли свою актуальность и в наше время. Надо отметить, что в то время не было ни компьютеров, ни даже арифмометров, вычисления проводились с использованием логарифмической линейки и таблиц, но полученные им результаты были достаточно точны. Мне пришлось рассчитывать изгиб балок на упругом основании, и я очень удивился, когда результаты, полученные А.Н. Крыловым,  довольно точно (иногда, вплоть до третьего знака)  совпали с результатами, вычисленными на компьютере иным методом. Им были рассчитаны напряжения в корпусе корабля на волнении, при вибрации двигателя и различных внешних возмущениях. Особое внимание он уделял непотопляемости судов при получении пробоин в корпусе. Суда теряют остойчивость, накреняются, нередко, переворачиваются и тонут, хотя запас плавучести еще остается. Для того чтобы сохранялась остойчивость, и корабль находился на плаву, А.Н. Крылов предлагал затапливать при пробоинах соответствующие противоположные отсеки; для конкретных судов составил схему затопления и дал практическое руководство по непотопляемости судов при получении повреждений корпуса. Им было рассмотрено много других проблем в теории корабля.
 
Третье, что характеризует А.Н. Крылова – это педагогический талант, его стремление донести до широкой аудитории передовые знания науки и техники. Его методические приемы, свободное владение предметом, широкий кругозор завораживающе действовали на аудиторию. Слушатели старались не пропустить ни единого слова, и все, что докладывал Алексей Николаевич, ложилось в головы слушателей. Но он не только владел аудиторией, а убедительно действовал на собеседника. Импозантная внешность, густая кудрявая борода, могучий голос и глубокие знания убедительно действовали на  вышестоящее руководство. Именно эти качества позволили реализовать его замыслы по возрождению и становлению Советского морского флота, которым мы, по праву, гордимся в настоящее время.
 
Алексей Николаевич Крылов был и останется великим, его значение в науке и технике велико. Он останется вечно в памяти благодарных потомков.
 
Руководитель летних научных школ «Гидродинамика больших скоростей» с 1980 года профессор А.Г. Терентьев